Турист Александр (kandidat)
Александр
был 8 ноября 2021 16:43
Фотоальбом

Гданьск-Данциг-Гданьск...

Canon PowerShot SX40 HS, DSC-W125
34 26
Гданьск — Польша Сентябрь 2014

Не могу быть полностью, стопроцентно уверенным, но вряд ли найдется в Европе другой такой город судьба, статус, название, которого столько раз за годы его существования  менялись. Понятно, что эти перемены тестно связаны с событиями, в первую очередь с войнами, которые накладывали отпечаток на многие регионы Старого Света. Но Гданьск…, "особая статья". Впрочем, вот небольшая историческая справка, подтверждающая это. Первое упоминание (Гданьск) о нем относится к 997 году. Нашествие рыцарей Тевтонского (Немецкого) ордена на восток Европы превратило  в 1308 г. польский (здесь тоже не все однозначно) город Гданьск в немеций Данциг. Победа Польши над крестоносцами в Тринадцатилетней войне в 1466 году восстановила и название города, и его юридический статус польского города. Кстати, принадлежность Гданьска Польской короне в этот период было довольно-таки условным. Город пользовался очень большими преференциями. Даже имел право чеканить монеты.

Вновь Данцигом город стал в 1793 г. в результате первого раздела Польши. В период Наполеоновских войн, в 1807—1813 гг. , Данциг был вольным городом.

Первая мировая война, Версальский договор 1919 г., который подвел ей итог, определили Данциг вольным городом под эгидой Лиги наций.

В 1939 г. нацистское правительство Германии потребовало от Польши передачи ей «Данцигского коридора». Отрицательный ответ Польши, а формально — провокационное нападение эсэсовцев на почту Данцига стали поводом для начала Второй мировой войны.

Как же стал называться город после победы СССР? Думаю, что догадаться не трудно. Конечно же — Гданьск, ибо он вновь, не без мощного влияния нашей страны, перешел под юрисдикцию Польши. Сильно пострадавший в годы Второй мировой войны., Гданьск к середине 50-х гг. был почти полностью восстановлен (во всяком случае, его историческая часть). Что из этого получилось будет показано в альбоме.

На гербе Гданьска — девиз: «Без страха, но с благоразумием!» Героическая история города, умение лавировать в беспристанных битвах сильных мира, нынешнее состояние Гданьска — пример успешной материализации этого девиза.

Гданьск - крупный портовый город, историческая часть которого расположилась на берегах реки Мотлава.  И хотя речка ( по нашим российским меркам назвать ее рекой, язык не поворачивается) небольшая, но судоходная.
Гданьск - крупный портовый город, историческая часть которого расположилась на берегах реки Мотлава. И хотя речка ( по нашим российским меркам назвать ее рекой, язык не поворачивается) небольшая, но судоходная.
и такие замечательные туристическо-прогулочные катамараны, фрегаты ( могу ошибаться в определении класса пиратского судна), речные трамвайчики (ну у поляков как-то иначе они называются). А вот та черно-коричневая, как говорят крутые моряки, посудина - "Солдек" - филиал Морского музея.
и такие замечательные туристическо-прогулочные катамараны, фрегаты ( могу ошибаться в определении класса пиратского судна), речные трамвайчики (ну у поляков как-то иначе они называются). А вот та черно-коричневая, как говорят крутые моряки, посудина - "Солдек" - филиал Морского музея.
И такие плавсредства встречаются на Мотлаве.
И такие плавсредства встречаются на Мотлаве.
На берегах Мотлавы, а это историческая часть города, во множестве расположены достопримечательности. Ну что не дом - то достопримечательность. Вот например, остров Складов  (в XVI веке здесь располагалось до 300 амбаров), правда сейчас лишь малая его часть.
На берегах Мотлавы, а это историческая часть города, во множестве расположены достопримечательности. Ну что не дом - то достопримечательность. Вот например, остров Складов (в XVI веке здесь располагалось до 300 амбаров), правда сейчас лишь малая его часть.
А это - один из символов города - Журав. Журав - интереснейшее инженерное сооружение второй половины XIV века. Ворота, оборонительная башня, кран - все "в одном флаконе". Может, с помощью 4 человек, идущих по лопастям специального колеса,  поднимать до 4 тонн груза на высоту от 11 до 27 метров. Я не оговорился - может, значит действует и сегодня.
А это - один из символов города - Журав. Журав - интереснейшее инженерное сооружение второй половины XIV века. Ворота, оборонительная башня, кран - все "в одном флаконе". Может, с помощью 4 человек, идущих по лопастям специального колеса, поднимать до 4 тонн груза на высоту от 11 до 27 метров. Я не оговорился - может, значит действует и сегодня.
Это - набережная. Как уже было сказано, в Гданьске численность зданий-достопримечательностей ( конечно разного достоинства) на один квадратный километр  очень высока. Поэтому рассказать о каждом из них - не реально. Не хватит ни времени, ни терпения коллег, ни моих знаний, чего уж там... Но о некоторых все же расскажу.
Это - набережная. Как уже было сказано, в Гданьске численность зданий-достопримечательностей ( конечно разного достоинства) на один квадратный километр очень высока. Поэтому рассказать о каждом из них - не реально. Не хватит ни времени, ни терпения коллег, ни моих знаний, чего уж там... Но о некоторых все же расскажу.
Для входа в город существовало несколько ворот: Зеленые, Золотые, Высокие, Хлебные, Злодейские, ворота Мильхканнентор и т.д. Многие из них сохранились и по сей день.  Вот - Зеленые ворота (1564-1568 гг.), построенные как резиденция короля, в которой венценосные особы никогда почему-то не останавливались.
Для входа в город существовало несколько ворот: Зеленые, Золотые, Высокие, Хлебные, Злодейские, ворота Мильхканнентор и т.д. Многие из них сохранились и по сей день. Вот - Зеленые ворота (1564-1568 гг.), построенные как резиденция короля, в которой венценосные особы никогда почему-то не останавливались.
А Зелеными они называются потому, что к ним через Мотлаву ведет вот этот мост. А он когда-то строился из какого-то материала зеленого цвета (ну я не очень внимательно слушал гида).
А Зелеными они называются потому, что к ним через Мотлаву ведет вот этот мост. А он когда-то строился из какого-то материала зеленого цвета (ну я не очень внимательно слушал гида).
Главной улицей  старого города является улица с оригинальным названием - Длинная, которая незаметно переходит в Длинный рынок, а потом  вместе с ним и несколькими воротами чудесным образом превращается в Королевский тракт.  Т.е., по частям - это ворота, улицы, площади, а вместе - Королевский тракт.
Каким же было наше разочарование, когда мы узнали, что двигаемся "против течения". Ведь Зелеными воротами королевский тракт для королей заканчивался, а для нас - начинался...
Главной улицей старого города является улица с оригинальным названием - Длинная, которая незаметно переходит в Длинный рынок, а потом вместе с ним и несколькими воротами чудесным образом превращается в Королевский тракт. Т.е., по частям - это ворота, улицы, площади, а вместе - Королевский тракт. Каким же было наше разочарование, когда мы узнали, что двигаемся "против течения". Ведь Зелеными воротами королевский тракт для королей заканчивался, а для нас - начинался...
Впрочем, разочарование было не долгим. Во-первых, выяснилось, что никакие королевские почести никто для нас не приготовил ( и не важно в какую сторону мы двигались). А во-вторых, множество красивых, необычайных в архитектурном исполнении зданий, желание  запечатлеть большинство из них заставили выбросить из головы "королевские" фантазии. И так мы идем по Длинной улице.
Впрочем, разочарование было не долгим. Во-первых, выяснилось, что никакие королевские почести никто для нас не приготовил ( и не важно в какую сторону мы двигались). А во-вторых, множество красивых, необычайных в архитектурном исполнении зданий, желание запечатлеть большинство из них заставили выбросить из головы "королевские" фантазии. И так мы идем по Длинной улице.
У этого дома стоит задержаться. Это - Золотой Дом, построенный в начале XVII века для бургомистра Йохана Спеймана. Замечу, что заказчик был успешным купцом и известным меценатом до того как стать бургомистром. Т.е. в первую очередь дом построили купцу, а уж потом бургомистру...
У этого дома стоит задержаться. Это - Золотой Дом, построенный в начале XVII века для бургомистра Йохана Спеймана. Замечу, что заказчик был успешным купцом и известным меценатом до того как стать бургомистром. Т.е. в первую очередь дом построили купцу, а уж потом бургомистру...
А это вход (согласен, кадр не лучший) в дом Уфагена. Дом-музей мещанских интерьеров.
А это вход (согласен, кадр не лучший) в дом Уфагена. Дом-музей мещанских интерьеров.
Примерно в середине Королевского тракта - Ратуша Главного города (1486-1488г., восстановлена в 1970 г.), которую видно ну практически с любой точки города. Не мудрено, высота-то 81 метр. Ратуша была резиденцией польских королей. Сейчас здесь - отдел Исторического музея Гданьска.
Примерно в середине Королевского тракта - Ратуша Главного города (1486-1488г., восстановлена в 1970 г.), которую видно ну практически с любой точки города. Не мудрено, высота-то 81 метр. Ратуша была резиденцией польских королей. Сейчас здесь - отдел Исторического музея Гданьска.
Венчает шпиль Ратуши позолоченная фигура короля Зигмунда Августа.
Венчает шпиль Ратуши позолоченная фигура короля Зигмунда Августа.
Еще один символ Гданьска - фонтан Нептуна (1633 г.). Здесь иначе и быть не может, ведь это крупный морской порт.
Еще один символ Гданьска - фонтан Нептуна (1633 г.). Здесь иначе и быть не может, ведь это крупный морской порт.
Это тоже ратуша. Вообще в Гданьске три ратуши. Своеобразный рекорд. Во многих европейских городах можно увидеть старую и новую ратуши. Но чтобы три... Так вот это - Старая ратуша, построенная в 1587-89 гг. и практически не пострадавшая даже в годы второй мировой войны. Что же касается третьей, Новой ратуши, то она, к сожалению, мне в кадр не попала. Увы...
Это тоже ратуша. Вообще в Гданьске три ратуши. Своеобразный рекорд. Во многих европейских городах можно увидеть старую и новую ратуши. Но чтобы три... Так вот это - Старая ратуша, построенная в 1587-89 гг. и практически не пострадавшая даже в годы второй мировой войны. Что же касается третьей, Новой ратуши, то она, к сожалению, мне в кадр не попала. Увы...
Продолжая прогулку по "антикоролевскому" тракту (ведь главное направление движения в другую сторону), мы приближаемся к Золотым воротам.
Продолжая прогулку по "антикоролевскому" тракту (ведь главное направление движения в другую сторону), мы приближаемся к Золотым воротам.
Золотые ворота построены в 1612-1614 гг. В годы войны сильно пострадали. Были восстановлены в 1957 году. Молодцы поляки!!! Над главным входом ворот с обеих сторон яркий герб Гданьска и надпись на латыни:" В согласии малые республики растут, из-за разногласий большие республики распадаются". Казалось бы - банально. А вот было бы неплохо, чтобы некоторым европейским политикам перевели этот текст на доступный для них язык. А то санкции, санкции... Ребята давайте жить дружно!
   А еще на Золотых воротах размещены скульптуры восьми женщин, олицетворяющих гражданские добродетели. С этой стороны: Разум, Справедливость, Набожность, Согласие.
Золотые ворота построены в 1612-1614 гг. В годы войны сильно пострадали. Были восстановлены в 1957 году. Молодцы поляки!!! Над главным входом ворот с обеих сторон яркий герб Гданьска и надпись на латыни:" В согласии малые республики растут, из-за разногласий большие республики распадаются". Казалось бы - банально. А вот было бы неплохо, чтобы некоторым европейским политикам перевели этот текст на доступный для них язык. А то санкции, санкции... Ребята давайте жить дружно! А еще на Золотых воротах размещены скульптуры восьми женщин, олицетворяющих гражданские добродетели. С этой стороны: Разум, Справедливость, Набожность, Согласие.
А с противоположной: Мир, Свобода, Счастье, Слава.
А с противоположной: Мир, Свобода, Счастье, Слава.
Примерно так, при некотором приближении, выглядит Разум...или Согласие...Словом, какая-то из гражданских добродетелей.
Примерно так, при некотором приближении, выглядит Разум...или Согласие...Словом, какая-то из гражданских добродетелей.
Туристов в Гданьске любят. По крайней мере мне так показалось. Судите сами, при моем "не очень"-то знании иностранных языков, я без проблем понял где находятся костел Святой Катаржины, Двор Артуса и музей Солидарности.
Туристов в Гданьске любят. По крайней мере мне так показалось. Судите сами, при моем "не очень"-то знании иностранных языков, я без проблем понял где находятся костел Святой Катаржины, Двор Артуса и музей Солидарности.
Ну а многие достопримечательности города узнаваемы и без указателей. Вот к примеру, Двор Братства Святого Ежи (он же, как выяснилось, Джордж, он же Георгий). Все понятно. Ведь фигура-флигель на шпиле - рыцарь, убивающий дракона...
Ну а многие достопримечательности города узнаваемы и без указателей. Вот к примеру, Двор Братства Святого Ежи (он же, как выяснилось, Джордж, он же Георгий). Все понятно. Ведь фигура-флигель на шпиле - рыцарь, убивающий дракона...
А это здание Национального банка Польши.
А это здание Национального банка Польши.
Одна из башен, некогда, входившая в систему оборонительных сооружений города. Ныне музей янтаря.
Одна из башен, некогда, входившая в систему оборонительных сооружений города. Ныне музей янтаря.
Высокие или Возвышенные ворота - начало Королевского тракта (вот откуда надо было двигаться по городу). На воротах гербы Гданьска, Речи Посполитой и Пруссии.
Высокие или Возвышенные ворота - начало Королевского тракта (вот откуда надо было двигаться по городу). На воротах гербы Гданьска, Речи Посполитой и Пруссии.
А вот про это здание надо говорить особо. Увидев его, я подумал, что мы подошли к какому-то дворцу, театру, университету, в конце концов. Посмотрите, позолота, лепнина, греческие богини...
А вот про это здание надо говорить особо. Увидев его, я подумал, что мы подошли к какому-то дворцу, театру, университету, в конце концов. Посмотрите, позолота, лепнина, греческие богини...
Многие оборонительные сооружения средневекового города со временем утратили свое первоначальное предназначение. Вот - исторический музей. А раньше был одной из крепостных башен. Потом это здание стало "котовальней", застенком, т.е тюрьмой. Потом здесь размещался склад, ну и т.д. Интересно другое. Я специально выделил на фотографии фрагмент отделки здания - обезглавленную скульптуру. Это то, что осталось от коменданта этого "дома". Там какая-то запутанная история была: не то он кого-то запустил (когда это еще крепостью было), не то, наоборот, выпустил ( когда здание уже тюрьмой стало). Не даром, конечно. Но в любом случае, этот человек использовал свое служебное положение в корыстных целях. Коррупция... Его обезглавили, а скульптура - в назидание потомкам. Вот бы нам на некоторые административные здания такие скульптуры.
Многие оборонительные сооружения средневекового города со временем утратили свое первоначальное предназначение. Вот - исторический музей. А раньше был одной из крепостных башен. Потом это здание стало "котовальней", застенком, т.е тюрьмой. Потом здесь размещался склад, ну и т.д. Интересно другое. Я специально выделил на фотографии фрагмент отделки здания - обезглавленную скульптуру. Это то, что осталось от коменданта этого "дома". Там какая-то запутанная история была: не то он кого-то запустил (когда это еще крепостью было), не то, наоборот, выпустил ( когда здание уже тюрьмой стало). Не даром, конечно. Но в любом случае, этот человек использовал свое служебное положение в корыстных целях. Коррупция... Его обезглавили, а скульптура - в назидание потомкам. Вот бы нам на некоторые административные здания такие скульптуры.
Снимать людей у меня не получается... Ну вот кое-что...
Снимать людей у меня не получается... Ну вот кое-что...
Еще одна  загадка для любопытных туристов. Крепостные стены, башни. шпили... Не буду испытывать ваше терпение. Это - рынок.
Еще одна загадка для любопытных туристов. Крепостные стены, башни. шпили... Не буду испытывать ваше терпение. Это - рынок.
Хорошо вписался рынок в историческую часть города. Например, на втором плане уже история. Башня Яцека, высотой 36 метров - часть оборонительных сооружений (1400 г.)
Хорошо вписался рынок в историческую часть города. Например, на втором плане уже история. Башня Яцека, высотой 36 метров - часть оборонительных сооружений (1400 г.)
Костел Святой Катажины - старейший приходской  костел (1227-1239 гг.)  Башня - 76 м.
Костел Святой Катажины - старейший приходской костел (1227-1239 гг.) Башня - 76 м.
Костел Святой Девы Марии - второй по величине (после Кельнского) в Европе. Длина здания ( здесь только фрагменты) - 105 м., высота башни - 77,6 м.
Костел Святой Девы Марии - второй по величине (после Кельнского) в Европе. Длина здания ( здесь только фрагменты) - 105 м., высота башни - 77,6 м.
Перед костелом  Королевская часовня.
Перед костелом Королевская часовня.
Костел Святого Миколая (конец XVII века).
Костел Святого Миколая (конец XVII века).
Ну а какой город без памятников великим людям от благодарных потомков.  Напротив  Старой ратуши памятник Яну Гевелию (1611-1687 гг.) астроному, советнику города и потомственному пивовару, человеку очень почитаемому в Гданьске. Да простят меня поляки, но я не знаю что важнее для них: астрономические открытия Я. Гевелия или популярное и по сей день пиво "Ян Гевелий, пивовар и астроном".
Ну а какой город без памятников великим людям от благодарных потомков. Напротив Старой ратуши памятник Яну Гевелию (1611-1687 гг.) астроному, советнику города и потомственному пивовару, человеку очень почитаемому в Гданьске. Да простят меня поляки, но я не знаю что важнее для них: астрономические открытия Я. Гевелия или популярное и по сей день пиво "Ян Гевелий, пивовар и астроном".
Памятник Святополку II Великому - князю Гданьскому (Померанскому) (1191-1266 гг.) извечному противнику рыцарей Тевтонского ордена.
Памятник Святополку II Великому - князю Гданьскому (Померанскому) (1191-1266 гг.) извечному противнику рыцарей Тевтонского ордена.
А в завершении экскурсии по Гданьску - малая толика красивых фонарей, во множестве встречающихся на улицах этого замечательного города.
И как всегда, и как у большинства туристов классический вывод : "Времени не хватило!"
А в завершении экскурсии по Гданьску - малая толика красивых фонарей, во множестве встречающихся на улицах этого замечательного города. И как всегда, и как у большинства туристов классический вывод : "Времени не хватило!"

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому